Записки выпускника Барнаульско-Рубцовского ШМАС 1967 года

Путь в авиацию

С детских лет мне нравилось читать книги и, особенно, на авиационную тему как техническую так и мемуарную. И,естественно. моей мечтой было стать летчиком. но увлечение чтением (запойное) к началу призывной компании привело к близорукости и мне пришлось о летной профессии забыть.

Нам, рожденным в 1946 г.,досталось несколько реформ школьного образования и в 1954 году наша мужская школа стала как и все другие "средней", т.е. 1 сентября в классе появились бантики и белые фартучки. Первые экзамены должны были быть после 4-го класса, но их отменили.

И мы первое свидетельство об образовании получили после 7 классов. И тут же нарвались на новую реформу образования. Наша школа стала называться"средняя общеобразовательная политехническая с трудовым обучением". Для дальнейшей учебы в школе пришлось проходить медкомиссию на подшефном предприятии,где мне посавили штамп-"все специальности ,кроме технических" и это был нокдаун. благодаря хлопотам отца мне разрешили получить профессию машиниста компрессоров. Дополнительное профобразование прибавило нам еще один год учебы в школе и пришлось заканчивать 11 классов,а не 10. И мы два года встречали в школе первоклашек. Судьба через полгода после начала учебы сделала очередной кивок,до больших дядей от образования с помощью воплей наших родителей дошло.что детей нельзя учить в химических цехах подшефного завода,где люди работают в противогазах и выходят на пенсию на 10 лет раньше, и нас пристроили в Опытно-конструкторское бюро автоматики (ОКБА).где я и получил профессию КИПовца,которая кормила меня потом многие годы,т.к. из школы нас выпускали уже с квалификационным разрядом,а меня в 1964 году после окончания школы оставили работать в том самом ОКБА лаборантом на испытаниях приборов. В том же 1964 году я поступил на первый курс вечернего факультета Горьковского политехнического института на химико-механический факультет. Тут как раз подоспела очередная реформа уже по военному ведомству и был отменен призыв в армию с вечерних факультетов институтов . тут только учись,но молодость играла по жилам и работа в сменном режиме не способствовала посещению занятий и на втором курсе я завалил летнюю сессию -получил два неуда на экзаменах и опять в это время зигзаг случился,новый ректор не разрешил пересдавать сессию с двумя и более неудами. Я отнесся к этому с легкостью и в сентябре пошел сдаваться в военкомат,где меня встретили с распростертыми объятиями,но повестку на отправку я получил только в ноябре 1966 года. Мне дали время рассчитаться с работы две недели. В ОКБА меня и еще двоих ребят провожали в кабинете парторга и вручили конверт с 10 рублями( у меня оклад тогда был 60 рублей) и парторг приглашал возвращаться через три года опять в ОКБА.

20 ноября мы собрались у меня дома с друзьями и мне каждый в записную книжку написал напутствие,которые потом в армии в грустную минуту я и перечитывал. 21 ноября я пошел на сборный пункт,который был недалеко от дома,провожали меня только моя мама и сестра друга. Там опять в голом виде прошли комиссию и нас местных отпустили домой до вечера.К 22-00 я пошел на сборный пункт уже один и нас там построили в колонну и пешком потопали на вокзал,где разделили по командам и только тут от сопровождающего капитана в форме ВВС я узнал,что мы поедем в КРАСНОЯРСК в школу и мне даже разрешили позвонить домой из автомата на вокзале. Я успел родителям сообщить,что буду служить в Красноярске в авиации. Скоро подошел поезд ,который повез нас в Москву.
Я вернулся на этот вокзал только через год.

Рано утром поезд доставил нас в столицу. В нашей команде было человек 30 ,сейчас уже точно не вспомню. Сопровождали капитан и сержант срочной службы. Метро,переезд на другой вокзал,электричка и вот мы в Домодедово. Первый раз в жизни вижу огромный аэропорт и самолеты вблизи. Нас отвели в левое крыло аэропорта ,где на бетонном полу сидели ,лежали ,стояли сотни две -три молодых ребят в ватниках и очень редко в нормальной одежде. В дверях стоял патруль и никого не впускали и не выпускали. На этом полу я провел три дня и две ночи.

В Москве в те дни был сильный снегопад и самолеты практически не летали. За эти дни подъели свои домашние запасы и два раза капитан нас водил в столовую,где желающие смогли пообедать за свой счет. Третий день ожидания оказался насыщенным на события- к нам пришел человек в форме ГВФ вместе с нашим капитаном и попросил,как будущих коллег(так он выразился) помочь в расчистке крыш причальных терминалов от снега.Нас распределили по крышам и мы стали сбрасывать снег лопатами вниз. Вид сверху был отличный,если бы не снегопад.

Внизу я впервые в работе увидел снегоочиститель на базе реактивного двигателя ,который чистил и сушил стоянки. Работали часа два,потом ГВФ-овец нас поблагодарил и вручил каждому по пачке открыток с видами аэропорта и самолетов и наклейки на чемоданы,чем мы тут же и воспользовались.В тот год это был первый снегопад такой силы. Мы из нашего Дзержинска выехали в фуражках на голове,т.к. было довольно тепло и вот нарвались. Но на счастье напротив нас лежали призывники из Архангельска транзитом до Еревана,вот с ними мы и обменялись-шапку на фуражку.

Ближе к вечеру пришел наш капитан и велел собираться, т.к. получил приказ добираться в Красноярск поездом. Электричка,метро -переезд на Ярославский вокзал,где мы опять сидели в каком то отдельном зале и самое главное -здесь же на вокзале нам выдали сухой паек на трое суток.

В ночь мы погрузились в вагон поезда МОСКВА-ВЛАДИВОСТОК и нас повезли на восток нашей огромной(в поезде это очень хорошо ощущаешь) страны. Вагон был полон. С нами ехала большая команда из Москвы в школу стрелков-радистов в Канск и одна команда куда-то дальше на восток. Мне досталась третья боковая полка в проходе и,когда я спал шарфом привязывался к трубе отопления ,чтоб не упасть. Ехали около трех суток.Сопровождающие ехали в другом вагоне и только сержант иногда заходил нас проверить. По вагону днем проносили из ресторана обеды в судках и, у кого были деньги, могли пообедать горячего.Хорошо шли сухари из пайков.Каша рисовая в консервных железных банках так и осталась не востребована и мы ее потом отдали проводнице.

В вагоне дни шли однообразно,играли в карты,читали, со спиртным хорошо было у москвичей,будущих стрелков,а мы уже в Домодедово иссякли. На третьи сутки в 22-00 прибыли в Красноярск и на вокзале на часах увидели 02-00-разница 4 часа.Мороз около 50 градусов-колотун.

Тут же рядом с вокзалом повели в баню. Когда стали раздеваться ,нам предложили мешки для отправки гражданки домой. Гражданский,который был на раздаче формы сказал,кто ему отдаст свою одежду,он подберет хорошую форму. Я ему отдал пальто и костюм лыжный ,в котором прибыл. В бане ждал сюрприз -была только холодная вода, а нас уже торопили( не успели истопника во время вызвать).

Потом резко пошел кипяток ,но с грехом пополам все-таки вымылись и я пошел получать обещанную хорошую форму. Мужик мне заявил,что форма вся одинаковая и выбирать нечего,главное рост. Выдали нам двое портянок фланелевые и шерстяные,нательное белье,гимнастерку,штаны, шапку,и бушлат и трехпалые рукавицы . Всех посадили в автобус,а я изъявил желание поехать в кузове "УРАЛа" с бельем. Город спал и дым из труб шел строго вертикально,не было ни ветерка, деревья стояли все в инее. Ехали мы довольно долго и наконец въехали в ворота в/ч 74394 ,где нас уже ждали в клубе "покупатели" из рот.

Первый вопрос был:" Кто рисует,поет играет на музыкальных инструментах" в общем "Алло,мы ищем таланты" в основном были старшины рот.  Время то позднее, это у нас еще в голове около полночи ,спать совсем не хотелось. Отобрав таланты остальных разделили по головам и повели в расположение и все это в кромешной тьме. Начинается служба.

Продолжение следует...

Знаменательные даты в 2012 году:

 103 года военным специальностям авиационного механика и моториста в России!

102 года 1-й школе механиков и мотористов воздухоплавания в Чите!

100 лет 1-му пилотскому солдатскому классу Гатчинской авиашколы!

98 лет 1-му массовому выпуску младших авиаспециалистов из Гатчинской авиашколы!

95 лет 1-й школе авиационных унтер-офицеров в Гапсале (ныне Хаапсалу, Эстония)!

Знаменательные даты в 2011 году:

102 год военным специальностям авиационного механика и моториста в России!

101 лет 1-й школе механиков и мотористов воздухоплавания в Чите!

99 лет 1-му пилотскому солдатскому классу Гатчинской авиашколы!

97 лет 1-му массовому выпуску младших авиаспециалистов из Гатчинской авиашколы!

94 года 1-й школе авиационных унтер-офицеров в Гапсале (ныне Хаапсалу, Эстония)!

Знаменательные даты в 2010 году:

101 год военным специальностям авиационного механика и моториста в России!

100 лет 1-й школе механиков и мотористов воздухоплавания в Чите!

98 лет 1-му пилотскому солдатскому классу Гатчинской авиашколы!

96 лет 1-му массовому выпуску младших авиаспециалистов из Гатчинской авиашколы!

93 года 1-й школе авиационных унтер-офицеров в Гапсале (ныне Хаапсалу, Эстония)!

 

Знаменательные даты в 2009 году:

100 лет военным специальностям авиационного механика и моториста в России!

99 лет 1-й школе механиков и мотористов воздухоплавания в Чите!

97 лет 1-му пилотскому солдатскому классу Гатчинской авиашколы!

95 лет 1-му выпуску мотористов из Гатчинской авиашколы!


92 года 1-й школе авиационных унтер-офицеров в Гапсале (ныне Хаапсалу, Эстония)!

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг Военных Сайтов