Воспоминания радиомеханика

Первые дни.

Прекрасное утро 23 мая 1971 года. Дует легкий прохладный ветерок. Взошло ясно солнышко. Подтягивается народ, который в состоянии принять участие в очень серьезном деле - отвезти молодого новобранца в военкомат. Поднимая пыль подъежжает старенький труженик ГАЗ-51 с лавками поперек кузова. Народ усаживается на эти лавочки и новобранец (то бишь ваш покорный слуга) тоже в кузове. Наконец машина трогает и начинает наматывать километры на колеса, дабы доставить меня в районный военкомат. Расстояние небольшое - всего 12 км, потому народ не успевает даже как следует распеться. И вот пред ясные глаза дежурного предстает добрый молодец и сразу же допускает оплошность, из его уст вылетает фраза: "Призывник Билый Александр ЯВИЛСЯ!" На что дежурный отреагировал мгновенно: "Является только Господь Бог, а остальные прибывают". И насобиралось нас человек 20. После всех формальностей, прощальных поцелуев и напутсвий весь народ усаживается в ПАЗик и отбывает на сборный областной пункт в Корсунь-Шевченковский (дело было в Черкасской губернии). Отдельное слово о сопровождающем. Это был майор, роста явно выше среднего и носил этот майор добротную армейскую фамилию - Бойцов. Может я бы его и не запомнил, но то, что было дальше, не запомнить было нельзя. Путь наш пролегал через славный город, который именовался Золотоноша, а при выезде из этого города был небольшой гастрономчик. Так вот этот наш майор дал команду водителю остановиться возле этого гастрономчика, дабы будущие солдаты запомнили путь из гражданки в армию. Я уверен на все 100%, что это запомнили все, так как в этом гастрономчике мы прикупили целый ящик водки, если помните - "Московская особая" по 2,87 (даже цену запомнил) и три ящика минеральной водички. Закуска, ясный хрен, была у каждого в изобилии из дому. Загрузили это добро в автобус и двинулись в путь дальше в сторону Черкасс. Перед самой дамбой через Днепр растет неплохой лесочек, куда мы и заехали. Дальше, я думаю, процесс можно не описывать,и так понятно. Может и грех, но я и тогда, да и сечас, не очень чествую бога Бахуса, потому оказался тогда выпивши, но не в дым, и еще пара ребят таких же была. Короче говоря сам майор, водитель и мы втроем собрали ребят и затащили в автобус. ПАЗик покатился дальше. Не доехав колометров 20 к Корсуню снова остановка возле какой-то лесопосадки и выгрузка личного состава в это лесонасаждение для отсыпа. Проспали мы тогда почти до вечера и когда взгляды у парней стали более менее осмысленные, поехали дальше. Сдал нас тогда майор поштучно, претензий не было ни у кого ни к майору, ни к нам. Вот поэтому я и запомнил фамилию сопровождающего.

Ну, а дальше опять медкомиссия, распределение по командах, ожидание "покупателей". Кантовались мы тогда суток 10. Наконец все утряслось и погрузились мы в поезд. Весь эшелон был воинский. Колеса весело постукивали на стыках рельс и как в песне "Паровоз умчится прямо на границу". Никто не говорил, куда нас везут, но поколесили мы тогда по юго-западу Украины порядочно. Оказалось, что пол состава отцепили в Вапнярке, а другая половина двинулась теперь на северо-запад. Долго-ли коротко-ли, но остановился наш состав в Шепетовке. А оттуда уже автобусами нас привезли в Новоград-Волынский. Дело было уже ночью, темень - хоть глаз выколи. И тут пред нами разверзлися зеленые врата с красными звездами. Первым делом попали мы в баню. По дороге в оное заведение проходили мимо учебного аэродрома. Это потом стало ясно, что аэродром учебный, но тогда мы же этого не знали и потому было совершенно непонятно, почему на аэродроме такой разнобой техники - Ил-28, Су-7Б, Як-28. Дальше тоже еще что-то стояло, но трудно было разобрать, что это за самолеты. Не знаю, как с другими парнями было, но моя душа наполнилась радостью и гордостью - попал в АВИАЦИЮ (о чем не жалел и никогда не пожалею). И вот, когда нам сделали прически а-ля бубен и переодели в ХБ, начались серьезные проблемы - все получились под один, извините, фейс, узнать новых товарищей, с которыми успел подружиться, трудно, а нас тогда было человек 350, так что практически невозможно. Дальше распределили по ротах. Я попал в 1 роту. Часа в 2 ночи все утряслось и молодых солдат сморил крепкий сон. Предварительно нам объявили, что по команде "Подъем" мы продолжаем дрыхнуть, нас поднимут попозже. И вот теперь с этого момента и потянулись курсантские рабочие будни и редкие праздники, которые отличались от будней праздничным обедом (к обычной пище добавлялись 2 пирожка с повидлом).

Первая благодарность.

Армейская дружба, она конечно, превыше всего. Когда я был курсантом, был у меня закадычный друг - Алька Кушнир. Этот парень отличался веселым характером, умом, и прочими чеснотами, которыми Бог награждает хороших людей. Его отец был зам командира нашей роты, прекрасный человек и отличный офицер. Алька еще отличался тем, что не кичился, что его папаня офицер в нашей роте, короче не папенькин сынок, и хлебал все тяготы и лишения воинской службы полной ложкой наравне со всеми.

В одно прекрасное время заступили мы в наряд по роте. Алька дежурный (т.к. он был командир отделения и имел звание цельного ефрейтора) а я дневальным. Служба проходила как всегда - уборка, чистка, надраивание и прочие радости. Но после обеда нарисовался наш старшина роты и ему для каких-то надобностей резко потребовались доски, а через колючку от нашей части была КЕЧ, где оные доски и можно было спионерить. И вот наш старшина и озадачил меня с Алькой - полезть в эту самую КЕЧ и безвозвратно позаимствовать доски. Наше дело маленькое - "Есть!" и вперед. Но по дороге к колючке в мозгах что-то щелкнуло и проигрался вариант, а что если нас кто-то поймает, ну губа в перспективе. Поэтому мы с Алькой пошли не к колючке, а в курилку, где смачно перекурили и потопали в роту.
Впоследствии диалог со старшиной.
- Где доски?!
- Как где, поймались мы...
- Кто поймал?
- Да кто, дежурный по части.
- Что спрашивал?
- Спросил из какой роты.
- Что ответили?
- Сказали, что из пятой (амы то были в первой).
- Молодцы. Вечером благодарность объявлю.
И точно, на вечерней поверке благодарность перед строем. Вот так я получил первую благодарность. Честно говоря, на душе было неловко, но грело то, что проявили находчивость.

Дальнейшая служба

Всем давно известно, что армия без связи - это дырка от бублика. Без связи управлять чем-либо или кем-либо практически невозможно. Но во весь рост встает законный вопрос, к чему бы это, что будущий механик по электронной автоматике славной машины Су-7Б вдруг начинает петь дифирамбы связи. Оказывается не зря. Начну с предыстории. В армию в принципе призывают молодых людей, которых Бог здоровьем не обидел. Брали лучших из лучших. Но наступили такие времена, что в нашем Отечестве стало не хватать богатырей и пришлось брать лучших из, как бы это помягче сказать, из худших. Вот к этой категории принадлежал и я. Были проблемы с остротой зрения (никуда они не делись и сейчас). Так вот наш зам ком роты капитан Кушнир и повлиял на мою дальнейшую судьбу. Он сказал, что мне в боевом полку делать нечего, что я со своим зрением могу и под самолет попасть, так что лучше мне остаться в нашей же учебке на узле связи. А у нас была радиостанция и телефонная станция. На радиостанции в то время было три радиста, которые по сроку службы опережали меня на пол года. Это были три отличных парня: Коля Заварзин с кличкой "Фон Заварзин", Петя Ильченко - "Пентру Пиня" (кличка пошла от частого прослушивания музыки с радиостанции Бухарест, там была фраза на румынском языке, которая звучала похоже) и Витя Паршак - "Оноре де Поршак". Ну а на телефонной станции кроме начальника станции Вити Савулевича было еще четыре телефонистки. Но самое интересное было то, что на телефонке было еще два вояки, бывшие курсанты нашей ВАШМ, которые обслуживали связь - Коля Онищенко и Витя Сипочев. Так вот Коля как раз уходил на дембель и я занял его место, благо руки расли из нужного места и были не кривые. Конечно, очень жаль, что я не слышал рева взлетающего самолета, не применил на практике то, чему меня обучали, но так уж сложилась жизнь. Вот здесь то и собака порылась, почему я зацепил связь в начале повествования.

 
На узле связи жизнь протекала размеренно, мирно, главное что мы никому не мешали и нас никто не трогал. Потихоньку ремонтировали наш старенький коммутатор, лазили по телефонных линиях и т.д. Но главная наша задача заключалась в изготовлении селекторов. Еще до моего прихода в части был смонтирован стол дежурного по части, куда была выведена сигнализация со всех складов, оружеек и остальных объектов. В этом же столе был смонтирован селектор, благодаря которому дежурный по части мог связаться с любым подразделением нашей части ато и просто послушать, что там делается (конец всякой демократии, правда где она в армии). С любого подразделения можно было вызвать дежурного по части. Здесь же в столе стоял мощный ламповый усилитель и в случае тревоги во всех подразделения и в офицерских квартирах выла сирена. На фоне звука сирены можно было вставить и свое слово. Повторюсь, что это было сделано еще до того, как я попал в связь, это дело рук и мозгов Коли Онищенка и Вити Сипочева. И вот мы осталтсь с Витей. Понятно, что поддерживали это хозяйство в рабочем состоянии. Андрей Верхоланцев мне писал, что прослужило это оборудование еще много лет. Но наша задача заключалась еще в том, что мы делали маленькие селекторы (точек на 20, хотя количество точек роли не играло). В часть иногда приезжали гости, начальство, они смотрели на наши селекторы, если нравилось, мы с Витей ехали в командировку, смотрели что и как на месте, потом месяца полтора лепили сам агрегат и ехали его устанавливать. Вот собственно в этом и заключалась соль моей дальнейшес службы.

Командировки были разные, в разные места и не только военные. Но один раз в командировке я чуть не врезал дуба от смеха. Забросила нас с Витей судьба в Житомир на военный склад. А дело было в начале лета. Там мы должны были поставить наш селектор. Склад большой, объектов много, короче работы немеряно. Наметили мы трассы под будущие кабеля, поставили на объектах коробочки с динамиками. А спали в клубе на большущем биллиардном столе. Вот там мы отвели душу шарами с киями по самое немогу... Потом на склад призвали партизан. Они поставили большущую палатку на траве на свободном месте, затащили туда кровати и нас с Витей поселили к этим партизанам. Но это же партизаны... В субботу они сваливают домой, а в воскресенье снова приезжают служить. Вот они то и рыли канавы под кабеля. И вот в воскрксенье, вечерком, наши партизаны начали появльться на горизонте, после побывки в родных хатах. Все бы конечно хорошо, но один из них привез трехлитровые банки, которых был почти франзуззкий коньяк фирмы "Самжене". Но вот незадача - горючее есть, а загрызть чем - нима. Но на територии склада были маленькие огородики сотрудников склада. Мы с Витей и направили туда свои стопы. Но ведь было только начало лета и мы смогли разжиться только маленькой редиской и перьями лука, все. Ну а дальше пошел банкет из трехлитровых банок. Я уже говорил, что бог Бахус не мой бог, ну а Витя слегка приложился. Попадали спать. Просыпаюсь ночью, Вити в палатке нет. Выполз и я наружу. Ночь - сказка. Светит Луна, тишина неимоверная, короче благодать. Недалеко ходит часовой и ржет. Спрашиваю, чего он смеется. А он отвечает, что мол ты посмотри туда, и показывает на нашу палатку. Смотрю, а там Витя шурует по траве. Говорю Витя, что ты делаешь. И тут прозвучал ответ, от которого полезли на четвереньки и часовой, и я: "Саня, жрать хочется, щавель ищу". Занавес.

Aqua vite (вода жизни).

Уж не знаю, как так получается, но слухи о чем-либо расходятся по миру очень быстро. Понятно, что в городе, где я служил, была районная больница. Занимала она довольно приличную територию и было там много зданий, в которых размещались отделения больницы, различные службы и т.д. Естественно нужна связь между этим всем добром, но в те годы с телефонами был напряг, и телефонной связью обеспечить все это было нереально. Вот тут до главврача и дошел слух о наших селекторах. Не знаю, каким макаром главврач уговорил нашего командира, но мы получили задание - сделать все в лучшем виде. Раз есть команда, то мы под козырек и вперед. Определились с количеством точек, трассами кабелей и воздушных линий, изготовили сам апарат и начали монтаж. При монтаже линий правда нам помогали связисты с городской связи. А теперь представьте, больница, бегают молоденькие медсетсрички в белых халатах, кровь в жилах бурлит, гормоны играют... Но это уже совсем лирика, опускаемся на грешную землю. По прошествию некоторого времени все было готово, сдано главврачу в лучшем виде. Главврач на седьмом небе - у него есть громкоговорящая связь! И вот, от доброты душевной этот доктор выставил нам целых 2 поллитры чистейшего медицинского, а это явно не масандра. Дабы все выглядело прилично и мы не залетели, пригласил он нас к себе домой. И вот теплая компания, состоящая из нашего нач. связи, Вити, вашего покорного слуги и самого эскулапа направила свои стопы к нему на квартиру. Когда мы увидели накрытый стол, то нам это показалось наверное как в раю - тут тебе и буженинка, и колбаска, и сырок, и икра черная, и икра красная (заморской не было), ище что-то, которому после нашей солдатской столовой, в которой готовили отлично, названия вообще нет. И среди этого разнообразия посреди стола возвышаются две емкости по 0,5л, заполненные живительной влагой. Дело было осенью, темнело рано, ну мы слово по слову, да и засиделись действительно допоздна. Бутылки эти приговорили, показалось мало, врач достал еще одну, но эту не допили. Роты давно отбились, пора и нам честь знать, пора выруливать. Но не тут то было! Кормовая часть туловища не хочет отрываться от насиженного места! Получается, что шасси выпущено, но не застопорено! Друг друга видим, говорим, понимаем, но ноги не работают совершенно. Но мыже были у главврача! Набирает он 03, приезжает скорая помощь, нас туда грузят и отвозят в расположение - сервис, блин. Утром просыпаюсь - пить хочется, прямо мочи нет. Хлебнул в умывальничке водички и почувствовал, что зря я это сделал. Быстренько шинель и шапку на себя и на радиостанцию. А у нас передатчик стоял на расстоянии от стены, стол с радиоприемниками на том же уровне. Короче там была как ниша между стеной и всем остальным. Вот туда и полетела моя шинелка, за нею бушлат, а потом и собственно мое тело. Проспал до вечера, благо, никому не нужен был, да кто бы меня искал, когда мой нач. связи был в таком же состоянии. Вот теперь и встает во весь рост вопрос - алкоголь - это яд, его нужно уничтожать, но не так быстро и не такими дозами. Этот случай запомнился на всю жизнь, ибо это был первый и последний случай в жизни, когда шасси не работает.

Из опыта настройки радиоприемника УС-9




Прежде чем рассказать о сути дела, необходимо сделать небольшой экскурс в некоторые технические подробности. На нашей радиостанции использовался старенький передатчик, списанный из какой-то плавучей посудины, и отличался этот аппарат тем, что при нажатии на телеграфный ключ слегка уплывала частота, в результате в приемнике слышался не чистый тон одной частоты, а некое подобие кваканья. Точно такой-же передатчик был на "Валютчике" и тоже квакал как лягушка. В нашей радиосети было несколько радиостанций, и верховодила в этой компании "Парча" (Львов). Время от времени "Парча" давала циркуляр на переход на другую частоту, по которому радисты должны были перестроить передатчик и приемник на эту частоту. Частота давалась в кодированном виде и дежурный радист по таблице должен был самостоятельно вычислить эту частоту. Были и 2 приемника - основной УС-9, раньше такие стояли на самолетах Ил-28, и запасной - Р-316 или Р-311, уже не помню. Оба приемника коротковолновые. Лично мне больше нравился УС-9, хотя и другой приемник был тоже ничего. Это конечно не "Кит" и не "Крот", но работать можно. Так вот, в УС-9 было 5 поддиапазонов, которые переключались при помощи ручки. Настройка на частоту производилась кругленькой ручкой с таким коротеньким отростком, который торчал возде края ручки. Для того, чтобы перестроить частоту от минимума до максимума по поддиапазону, необходимо было сделать то- ли 50, то-ли 100 оборотов ручки (уже запамятовал).

А теперь к делу. Бывали случаи, слава Богу не часто, что радист мог проморгать циркуляр о переходе на другую частоту, в результате сеть куда-то уходила, а на какую частоту - неизвестно. Это конечно ЧП, но выход был. Ребята звонили на "Парчу" и у тамошних радистов узнавали частоту, хотя это было против всех и всяческих правил. И вот как-то утром приходим мы на радиостанцию, а наш дежурный радист под кликухой Оноре де Поршак с красной мордой лица, изрыгая очень многоэтажные словесные конструкции, которых нет в словарях, но которые все знют, потихоньку крутит верньер приемника. Оказывается ночью он пропустил переход, позвонил на "Парчу", а там оказался дежурным радистом киндер, который очень чтил все правила и законы и послал нашего Витю по вполне известному адресу. И вот бедный Витя почти всю ночь сканировал все 5 поддиапазонов и никак не мог обнаружить нашу радиосеть. Понятно, что это затея весьма призрачна - во-первых засечь частоту, на которой сидит радиосеть, трудно от того, что полоса частот телеграфного сигнала очень узкая, можно просто ее проскочить, а во-вторых станции в сети в основном молчат. Так что вероятность найти сеть приближается к нулю. И тут произошло чудо - со словами "Да пошло оно все к такой-то матери" Витя бьет по отростку ручки настройки, ручка, сделав несколько оборотов, останавливается и слышится кваканье передатчика "Валютчика". Немая сцена, все остолбенели. Если бы я не видел это собственными глазами, не поверил бы ни в жизнь. Оказывается есть счастье в жизни. Оказывается приемник настраивать на частоту можно и этим способом.

Зойка и Дембелек.

Так уж сложилось, что во все времена собака - друг человека. Причем друг бескорыстный и преданный. Вот и на нашем учебном аэродроме тоже были такие друзья - дворняга по имени Зойка (уж кто так ее назвал, в скрижалях не записано) и ее щенок по кличке Дембелек. Дембелек был писанным красавцем - сам черный, кончики лап и хвоста белые, да еще на груди симпатичный белый галстук. Отличался он весьма игривым характером, добротой, лаской, да что еще от щенка возьмешь. А вот его маму Зойку природа наградила другими качествами. Все без исключения солдаты числились в ее друзьях. Все офицеры учебного аэродрома - в том же списке. Но не дай бог приходил кто-нибудь из штаба... Этих людей Зойка тихо ненавидела, уж по какой причине, история об этом умалчивает. Ну а теперь к людям. Был у нас зам по тылу полковник Прищепко. Хороший мужик, заслуженный, прошел войну, нрав имел крутой, личность весьма колоритная. Мы его боялись, если признаться честно. Но была у него одна особенность - начало фразы у него начиналось словами: "Би его мать, бляха муха" а затем то, что он хотел сказать. По этой простой причине и называли его солдаты ласково, полковник Би Мать. И понадобилось этому полковнику чего-то на учебном аэродроме. И, как вы догадываетесь, иначе нечего было бы и рассказ начинать, сошлись полковник и Зойка на встречных курсах. У Зойки сразу врубилась система "Свой - чужой", к тому-же явно не в пользу полковника. Вот тогда-то Зойка и вцепилась со всей дури в полу шинели. Ребята говорили, что слегка разодрала эту самую полу, но лично мне не очень верится, Зойка мелковата для этого да и сукно, из которого тогда шили шинели, весьма крепкое. Я не знаю, как наш полковник вышел из этого боя, но, как говорится, побеждает сильнейший - поступил приказ убрать Зойку, причем самым кардинальным образом. А был у нас в части заядлый охотник, который перестрелял на територии части всех диких голубей - лейтенант Костя Вертолет. Вертолет - это не фамилия, фамилию я уже запамятовал, это его псевдоним. А наградили его этим позывним за то, что этот Костя был худой, высокого роста и с очень длинными руками, которыми размахивал, как лопастями несущего винта, только не в той плоскости. Так вот полковник Прищепко и озадачил этого Костю. Ну а ребята с аэродрома как-то пронюхали, что Зойке грозит смертельная опасность, ну и давай спасать. В первую ночь зачехлили ее в каком-то самолете, естественно лейтенант ее не нашел. Во вторую ночь закрыли Зойку в кабинете начальника аэродрома, вторая холостая ночь у Кости. А в третью ночь офицеры помогли - спионерили у Кости патроны, высыпали с них дробь и зарядили мукой, не знаю уж какого сорта. А теперь представьте картину - бежит Зойка, Костя смалит из одного ствола, Зойка стоит, стреляет из другого - Зойка спокойно убегает в облаках из муки. Потом, правда, Зойка таки сложила свою голову - не сумели уберечь. Но на аэродроме осталась ее смена - Дембелек. Уж не знаю, как сложилась судьба у этого цуцыка, но когда я уходил на дембель, Дембелек со всех ног носился по учебному аэродрому.

 

Продолжение читайте здесь:

Служебные записки - I (продолжение) 

Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - инстаграм накрутка подписчиков

Магазин сноубордов БордСклад.Ру сноуборд низкие цены с доставкой

Знаменательные даты в 2012 году:

 103 года военным специальностям авиационного механика и моториста в России!

102 года 1-й школе механиков и мотористов воздухоплавания в Чите!

100 лет 1-му пилотскому солдатскому классу Гатчинской авиашколы!

98 лет 1-му массовому выпуску младших авиаспециалистов из Гатчинской авиашколы!

95 лет 1-й школе авиационных унтер-офицеров в Гапсале (ныне Хаапсалу, Эстония)!

Знаменательные даты в 2011 году:

102 год военным специальностям авиационного механика и моториста в России!

101 лет 1-й школе механиков и мотористов воздухоплавания в Чите!

99 лет 1-му пилотскому солдатскому классу Гатчинской авиашколы!

97 лет 1-му массовому выпуску младших авиаспециалистов из Гатчинской авиашколы!

94 года 1-й школе авиационных унтер-офицеров в Гапсале (ныне Хаапсалу, Эстония)!

Знаменательные даты в 2010 году:

101 год военным специальностям авиационного механика и моториста в России!

100 лет 1-й школе механиков и мотористов воздухоплавания в Чите!

98 лет 1-му пилотскому солдатскому классу Гатчинской авиашколы!

96 лет 1-му массовому выпуску младших авиаспециалистов из Гатчинской авиашколы!

93 года 1-й школе авиационных унтер-офицеров в Гапсале (ныне Хаапсалу, Эстония)!

 

Знаменательные даты в 2009 году:

100 лет военным специальностям авиационного механика и моториста в России!

99 лет 1-й школе механиков и мотористов воздухоплавания в Чите!

97 лет 1-му пилотскому солдатскому классу Гатчинской авиашколы!

95 лет 1-му выпуску мотористов из Гатчинской авиашколы!


92 года 1-й школе авиационных унтер-офицеров в Гапсале (ныне Хаапсалу, Эстония)!

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг Военных Сайтов